Брак: Церковный, «гражданский», никакой… |
|
Весенний брак!
Гражданский брак!
Спешите, кошки, на чердак...
Саша Чёрный
Брак ныне вызывает множество недоумений. Куда и зачем везет нас многотысячный лимузин? И нужен ли он кому-нибудь, кроме тщеславных родственников, чья главная забота – «не ударить лицом в грязь» (за вычетом тех, кто, нагрузившись коньяком, исполняет это в буквальном смысле)? А если уж приехал, то не попросить ли шофера держать курс на церковь в обход загса? Или на загс в обход церкви? Или уж лучше сразу на ресторан?.. И в самом деле, если такова ценность и сила любви, так зачем и печать в паспорте, и священник с крестом и кадилом? Они ведь нам любовь не заменят…
Начнем с мысленного эксперимента. Допустим, вы со своей невестой (соответственно, с женихом) поплыли куда-то на пароходе. А тут налетела буря или айсберг подвернулся под форштевень – словом, вы вдвоем на необитаемом острове. Условия для жизни вроде неплохие (костер горит, хижина, чистый родник, рыбка ловится большая и малая, в лесу фрукты-ягоды-орехи, и т.п.), но связи с Большой землей нет и не предвидится. И что самое досадное – ни тебе загса, ни судьи, ни магистрата, ни священника, ни муллы, ни раввина… И даже паспорта ваши промокли до неузнаваемости! Что станете делать? Откажетесь ли от супружеского общения? А если не откажетесь – то будет ли оно супружеским или, напротив, внебрачным, незаконным и греховным?..
Не волнуйтесь. Не вы первые заключаете брак без участия представителей религии и гражданской власти. Наши прародители Адам и Ева были точно в таком же положении, и если их благополучие впоследствии оказалось нарушено, то уж никак не из-за процедуры бракосочетания!
…Вот, а теперь вернемся с вымышленного острова на настоящую землю. В том и состоит смысл нашего эксперимента, чтобы выявить и подчеркнуть разницу: такие необитаемые острова со всеми супружескими удобствами существуют лишь в книжках для малых детей да в телепередачах для дегенератов-переростков; рай же нам так или иначе недоступен по причине несовершенства нашей собственной природы, искаженной грехопадением. Мы с вами живем не на чудо-острове и не в раю, а на реальной земле и в реальном обществе, народе, государстве и принадлежим (если принадлежим!) реальной Церкви.
И заметим здесь же, чтобы потом не было недоразумений: трезвое отношение к реальности – это принципиально важный элемент христианства. Некоторым посторонним наблюдателям кажется, что христиане живут в мире фантазий, каких-то вымышленных «идеалов», мифов и легенд; чтобы обнаружить, насколько грубо и непростительно они ошибаются, достаточно хоть немного познакомиться с православным богословием и историей Церкви. Впрочем, это уже другая тема для разговора.
И вот в нашей реальной жизни, с древнейших времен и до нынешнего дня включительно, существует институт брака, добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, свободных в своем обоюдном выборе. Институт этот в разные времена и в разных культурах подвергался всяческим искажениям, нарушениям и даже прямым попыткам истребления (как и сейчас кое-где в западных странах), но в эту малоприятную сторону мы, конечно же, не станем уводить нашу праздничную беседу. А напомним вот что: брачные отношения вообще и бракосочетание в частности неизменно относятся к сфере закона.
Законы в человеческом обществе бывают земные (гражданские, государственные) и небесные (религиозные, церковные). Опять же, в разные времена и в разных культурах граница между ними то размывалась или вовсе исчезала, то устанавливалась и укреплялась; по-разному выстраивалось и взаимодействие между теми и другими. Соответственно менялись и обычаи бракосочетания. Бывало, браки заключались гражданским юридическим актом, бывало – церковным обрядом. На канонической территории Русской Православной Церкви церковное бракосочетание следует после гражданского.
При этом надо ясно понимать: хотя брак регистрируется дважды, гражданским актом в загсе и венчанием в церкви, брак все равно один. Нет двух разных браков; есть двоякое скрепление одного и того же брака по земному и небесному закону, поскольку брак связан с обеими сторонами жизни, гражданской и церковной. Больше того, и общество (государство), и Церковь имеют прямой интерес в том, чтобы брак был подлинным, здоровым и нерушимым. По этой самой причине, коль скоро мы не торопимся высаживаться на необитаемый остров и не фантазируем о возвращения в Эдемский сад, попросим шофера отвезти нас сначала в загс и затем в церковь. А в ресторан, вообще говоря, и не обязательно.
+ + +
Церковный взгляд на бракосочетание и супружеские отношения изложен в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви» – документе, с которым должен быть знаком каждый грамотный христианин. Он был единогласно принят всеми архиереями нашей Церкви на Юбилейном Соборе в 2000 году. «Настаивая на необходимости церковного брака, – указано в разделе Х, – …Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Почему же в таком случае люди стыдливо запинаются и отводят глаза, произнося скороговоркой: «Мы, понимаете ли, живем в гражданском браке…»? И как понимать хлесткие строчки, приведенные эпиграфом к этой главе? Какое же тут «уважение к гражданскому браку»?
Здесь мы сталкиваемся с тем же недоразумением, что и прежде, когда говорили о любви: одно и то же слово служит для обозначения совершенно разных предметов!
Как было только что сказано, гражданский брак – это скрепление брачного союза законным представителем государственной власти; о нем-то и говорят «Основы Социальной концепции РПЦ», к нему-то и относится уважение. Но в царской России, как и в Восточно-Римской империи после XI века и в большинстве других стран, гражданского брака не было вообще: брак заключался только служителями Церкви или других религиозных объединений, соответственно с вероисповеданием супругов. Таким образом, выражение «гражданский брак» было в то время «вежливой формулировкой» отсутствия брака как такового, то есть внебрачной, развратной связи… Мы уважаем кошачий род за ловлю мышей и чистоплотность, но те, кто знаком с их половой жизнью, вынуждены будут признать точность сравнения известного поэта-сатирика.
Язык живет своими собственными законами, но они связаны множеством нитей с жизнью общества и нации. Поэтому неудивительно, что сегодня в нашу речь просачивается такой обманный смысл важного юридического термина, подменяя собою его истинное значение.
Итак, вопрос разрешается очень просто: брак либо есть, либо его нет. Если брака нет, то называть «гражданским браком» внебрачную половую связь – бесстыдная ложь, о чем и говорил в свое время приснопамятный Патриарх Алексий II:
«…Ныне становится очевидным стремление сделать все возможное для того, чтобы внушить обществу мысль об относительности всяких норм в области морали и неприемлемости категоричных суждений относительно нравственного достоинства человеческих поступков. Внешним проявлением этого становится попытка произвести словесную подмену, заменив наиболее очевидные термины, звучание которых воскрешает в сознании обывателя чувство нравственной ответственности. Словесные, языковые предпочтения здесь как нельзя более показательны. Убийство нерожденного ребенка называется «прерыванием беременности», блудное сожительство – «гражданским браком»…»
+ + +
Конечно, будут возражения: раздадутся голоса про «необходимость пробного брака», «сексуальную несовместимость» и т.п. Характерно, что эти лозунги слышны от людей, ничего в любви не смыслящих: в лучшем случае они приводят «медицинские данные» столетней давности, когда соответствующая область науки была в зачаточном состоянии. Сегодня же любой врач подтвердит: плодотворность интимных отношений мужа и жены определяется их поведением – которое в первую очередь зависит от их доброй воли, от их взаимной заботы и внимания, от их любви.
Как ни грустно, многие нормальные юноши и девушки, мужчины и женщины по странному недоразумению видят в браке «оформление отношений», некий довесок к постели приличия ради. А на деле-то ровно наоборот: интимная связь служит браку. И этот очевидный факт надо очень ясно и глубоко прочувствовать.
Есть ли разница, что ради чего существует: фундамент ради дома или дом ради фундамента? Или что чему служит: водопровод дому или дом водопроводу? Хотя и фундамент, и водопровод, в нормальных условиях неотделимы от дома, и хотя фундамент (в отличие от интимной близости!) появляется прежде самого здания, если строитель не разберется в логике этих простых вопросов, строительство окончится крахом. А ведь каждый из нас, как хорошо известно, строитель своего счастья.
Никакой «пробный брак» в принципе невозможен: если он пробный, значит, уже не брак, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вместо материального фундамента брака интимная близость становится надругательством над ним, разрушением брака и гибелью личности. Интимная близость, вырванная, выкраденная из брака, где она только и должна существовать, несет в себе то же зло, что и всякое воровство, но в тысячекратном размере.
Те, кто отказывается это понять, – несчастные люди; но, по крайней мере, можно с уверенностью сказать им: вы сами, своею собственной волей, лишаете себя счастья. Просыпаясь по утрам после мероприятий, которые вы лживо называете «любовью», и раскрывая глаза навстречу солнцу, вы готовы проклясть и утро, и наступающий день, и всю вашу бестолковую, безрассудную, беспутную, блудную жизнь… И когда предрассветный ветерок тронет штору, за окном грянет птичий хор, прошелестит первый троллейбус и прогремит первый трамвай, затеплит узоры обоев золотистый отсвет зари и различит каждый волосок в рассыпанных на подушке прядях, – тогда вы, случайно проснувшись и взглянув на икону в углу, где огонек лампады уже почти неразличим в свете нового дня, не скажете беззвучно: «Благодарю…», прошептав вслед за именем Божиим какое-нибудь нежное, только двоим известное имя. Вам не понять, не испытать, что раннее утро – это несравненно и непередаваемо прекрасное время, когда, не открыв еще глаз, чувствуешь рядом с собою самого близкого, любимого и единственного в этом мире человека и со слезами благодаришь Бога за любовь – цельную и чистую, прошлую, настоящую и будущую.
Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш)
Отец Макарий, спаси Господи!
Очень интересная статья; чувствуется, что Вы переживаете о ближнем, всё пропуская через своё сердце и искренне желая человеку счастья...
Хочу сказать, что люди рождаются и живут в очень разном душевном состоянии, порой не осознавая себя многие годы. Как-бы спят, иногда даже умирая во сне. Многие не знают сердцем Закона Божия и даже не могут узнать, если Господь не откроет им этого.
Поэтому, когда мы читаем Евангелие, то можем заметить очень снисходительное отношение Господа Иисуса Христа к окружающим Его людям. Например, к самарянке, у которой было пять мужей, и этот пятый ей вовсе не муж. Господь её вовсе не гнушается, не осуждает. Или к женщине, взятой в прелюбодеянии: "Кто-нибудь осудил тебя? И я тебя не сужу".
Видите? Вот от этого и нам надо учиться отталкиваться...
С уважением, Михаил
mgushin@gmail.com
Вынужден начать с самоцитаты:
"...Трезвое отношение к реальности – это принципиально важный элемент христианства. ��екоторым посторонним наблюдателям кажется, что христиане живут в мире фантазий, каких-то вымышленных «идеалов», мифов и легенд".
К большому сожалению, автор комментария устроил миф и легенду из Евангелия, и, что самое печальное, пытается делать какие-то нравственные выводы из собственного вымысла.
Кто хоть чуть-чуть знаком со Св. Писанием, не нуждается в пояснениях: эпизод Ин. 8:1-11 демонстрирует применение Спасителем закона к обвиняемой и освобождение её от наказания (в отсутствие обвинителей), но отнюдь не отрицание её вины: "Иди и впредь не греши".
Что и остается порекомендовать читателям.
Иеромонах Макарий (Маркиш)
Вот это мне и не нравится в Вашей статье, отец Макарий. Обвинительный уклон.
А Евангелие - это доброта, и уж потом определённая справедливость.
И для того чтобы это понимать, не обязательно заканчивать семинарию.
А что такое по-Вашему трезвость? Не такая уж это и добродетель, учитывая, что мы субъективны...
Главное, что говорить Господь: любите друг друга.
С уважением, Михаил