Мы – то, что мы делаем! Открытое письмо протоиерею Андрею Ткачеву |
|
Должен признаться, я всегда следил за тем, о чем говорит и пишет отец Андрей. И практически всегда находил в его выступлениях по ТВ, проповедях, статьях, книгах много полезного и поучительного. Так что отъезд о. Андрея в Россию был воспринят мною самим и многими моими друзьями с нескрываемой горечью и сожалением. Трудно терять такого прекрасного миссионера и проповедника в ситуации, когда с его же слов: «Украинская Церковь – молчаливая Церковь. Она не проповедует, она совершает требы: отпевает, крестит, поёт «Многая лета». Любит хвалиться тем, что «нас много».
Но ничего не поделаешь, и поэтому я далек от мысли осуждать или упрекать о. Андрея за этот поступок. Кто знает, может быть, под угрозой оказалась жизнь его самого и его близких? Кто же осудит человека оказавшегося в такой ситуации? Бог ему судья! И все же читая статьи и интервью о. Андрея, опубликованные после его отъезда в Москву, меня не покидает странное ощущение, что их автор не о. Андрей, а совершенно другой человек. Причем многое из того, что этот человек теперь говорит или пишет напрямую касается и его самого. Только вот, похоже, сам о. Андрей этого упорно не замечает.
Безусловно, все это было бы похоже на правду, если бы не одно «но»… Да, на Украине произошла страшная трагедия, поставившая страну на грань пропасти, на грань выживания. Трагедия, в которой без сомнения виновата и Церковь, и, в первую очередь, ее пастыри, которые, действительно, мало думали о людях, больше занимаясь строительством и внешним благоустройством храмов. Однако, на мой взгляд, сравнение нынешней Украины с ветхозаветным Содомом, мягко говоря, некорректно. Уж не знаю на сколько уменьшится наша Церковь количественно, но, все же, пока она насчитывает более 12 тысяч приходов и несколько миллионов верующих. Трудно сказать сколько из них праведников, но я твердо уверен, что их число больше того числа праведников, которое было нужно для спасения Содома от гибели. Да и вообще как-то трудно поверить, что вся эта истерия по антихристу исходит от такого опытного пастыря как о. Андрей. Неужели он не знает, что страхи по временам антихриста преследуют христиан буквально с первых веков существования Церкви? Кого только христиане не клеймили клеймом антихриста: и Нерона, и Юлиана отступника, и Наполеона, и Гитлера и т.д. Фактически любой мало-мальски жестокий правитель получал это клеймо. На Руси это были и Иван Грозный, и Петр Первый и Патриарх Никон. А что уже говорить о революции 1917 года? Вот уж где антихристов было хоть отбавляй, да и времена были покруче нынешних. Многие пастыри покинули Российскую империю в то смутное время. Но мы все же больше чтим и помним тех, кто остался, кто не бросил свою униженную и оскорбленную паству на произвол судьбы, тех кто принял мученическую кончину, кто прошел через лагеря, через унижение и лишения, чтим тех, кто своим подвигом, в казалось бы безнадежной ситуации, заложил фундамент возрождения Церкви.
И в этом смысле мне бы хотелось обратиться непосредственно к отцу Андрею:
– Батюшка, пожалуйста, не нужно нас звать за собой. Да, на Украине беда, но мы не в Содоме, т.к. в Содоме не было христиан, не было Церкви, не было тех (хотя бы немногих), кто основным законом своей жизни считает Евангелие, а основной целью ее – Небесный Иерусалим (а не ассоциацию с Евросоюзом и сытое европейское будущее). Пусть нас останется немного, но я уверен, что даже в это тяжелое время на Украине найдется достаточно пастырей, которые не побоятся лишений и трудностей, связанных с де-христианизацией нашей страны. Тех, кто не взирая ни на что не оставят свою паству без духовного окормления, тем более, что большинству из этих людей просто некуда и незачем ехать.
Поверьте, о. Андрей, я не хочу называть то состояние, в котором вы приняли решение об отъезде – малодушием, но, тем не менее, лично мне трудно объяснить некоторые ваши мысли, которые не так давно были озвучены в статье под названием «Выгорание». Признаюсь, во время чтения этой статьи я все время ловил себя на мысли, что вы написали ее не для нас, а для себя самого. Именно так и читаются ваши строки о том, что:
В контексте этой цитаты, ваши слова о Содоме и Лоте звучать именно как оправдание своего странного и неожиданного поступка. Похоже, вы и сами хотите, чтобы вас пожалели, поняли, чтобы сказали: «Да-да, именно, батюшка, нужно было бежать из Содома!» и т.д.
Конечно, может, я чего-то не понимаю, но лично мне, человеку, живущему в самом центре Украины (а не в уютной, безопасной Москве, там, где можно быть смелым и бесстрашным в борьбе со слугами антихриста) эта ситуация видится несколько по-иному, а именно:
«Время служения, а не сомнения настало. Основатель ВДВ генерал армии Маргелов (дядя Вася, как называет его десантура) так сказал: «Сбит с ног – сражайся на коленях. Идти не можешь – лежа наступай». Неужели Церковь не достойна ждать от своих служителей такой же стойкости, верности и храбрости? Скажите десантнику, что есть «выгорание» и можно по этой причине оружие бросить. Сами знаете, что он вам ответит. Так чего же мы должны духовное оружие бросать? Ладно бросать – оправдывать скопом всех тех, кто оружие бросил?»
Узнаете, о. Андрей? Это же ваши слова. Какое еще вам нужно было время для служения? Почему вы сами не сделали так, как теперь учите нас? Почему не сражались на коленях? И разве мы не были достойны того, чтобы ждать от своего служителя отца Андрея Ткачева стойкости, верности и храбрости? Помните слова свт. Иоанна Златоуста о том, что худшее из гонений – это отсутствие гонений? Чего же вы ждали? Я понимаю, легко проповедовать, когда все тихо, когда вас ценят и любят, когда благочестивые обожатели вашего таланта с нескрываемым благоговением целуют ручку и т.д. Но разве это нужно пастырю? Разве с такими ожиданиями апостолы шли на проповедь?
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков…» (Мф. 10:16). Вот в каких условиях рождается настоящая проповедь. Вот когда только и может осуществить свое служение христианский пастырь. Как вы не поняли, о. Андрей, что именно сейчас и наступило самое благодатное время для служения христианина? Время, когда каждый будет тем, кем он является на самом деле. МЫ – ТО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ! А не то, чем мы хотим казаться во времена сытости и довольства.
Отец Андрей, мы уже давно вышли из Содома и вошли в Новозаветное время. Но Спаситель не обещал нам, что это будет время торжества Православия. Более того, Он постоянно напоминает нам на страницах Евангелия: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
Так что не нужно пугать людей (особенно вашу нынешнюю паству в России) украинским демонизмом. Страх вообще не к лицу христианину, именно поэтому Христос постоянно обращается к нам с призывом: «Не бойтесь!»
На мой взгляд, то, к чему вы нас всех призываете, нужно, скорее, стыдиться. Но даже если и не стыдиться, то хотя бы не нужно учить нас тому, как быть стойкими в вере, как не выгореть, как не дать затухнуть светильнику веры. У святых отцов есть хорошее правило: «Не учи тому, чего сам не умеешь!» Признаюсь, когда я его вспоминаю, мне приходят на ум ваши слова про десантника.
И все же, если вы решили научить нас тому как нужно служить, как нужно сражаться за веру, тогда возвращайтесь. Мы не осудим, как не осудим апостола Павла, который бежал из Дамаска, будучи спрятан в корзину, как не осуждаем Святое Семейство, бежавшее в Египет от Ирода, как не осуждаем святителей, мучеников и исповедников, до времени скрывавшихся от преследований и искушений. Не осудим именно потому, что все они, рано или поздно, но обязательно ВОЗВРАЩАЛИСЬ! Возвращались выполнить то, к чему призвал их Господь. Возвращались служить и жить в благодатное время гонений и искушений. Возвращались, потому что верили: так должен поступать слуга Господа. Возвращались, потому что знали – это лучший способ стяжания преизобильных Даров Духа Святого, Которого посылает Христос для укрепления немощных и боязливых. Возвращались, потому что понимали – если все время бежать, может так случиться, что в один определенный момент бежать уже будет некуда. Возвращались, потому что помнили (цитирую ваши слова): «…неизбежно наступят дни скудости, дни сухости и тяжких испытаний». И как вы точно заметили: «В те дни выживут те, у кого был запас». Вот только вы почему-то не написали о том, что это запас БЛАГОДАТИ. Так когда же еще можно накопить христианину этот запас, как не в то время, когда Церковь гонима? Как не в то время, когда Сам Христос призывает нас послужить?
Закончить это письмо я хочу словами одной школьной учительницы из сегодняшнего, находящегося под постоянным обстрелом Донецка. Женщины, которая, видя, как боятся ее ученики, обратилась к родителям этих детей. Очень хочется, чтобы вы примерили на себя советы этой учительницы. Вот что она посоветовала тем, кто боится:
«Страх, паника – это ваша эмоция. Она принадлежит вам, а не вы ей. Так измените её. Измените свою эмоцию. И не надо говорить, что это невозможно. На моей стороне уйма психологов, которые говорят, что очень даже возможно. Просто паниковать вам удобно. Вам удобно быть жертвой. Вам удобно и нравится бояться. Страхом вы оправдываете столько всего теперь. Но он – это только ваша эмоция. Он ваш, а не вы его. Измените свою эмоцию. Надо только понравиться себе не боящимся… Написанное выше актуально для неверующих, вообще для всех. Но уж совсем я не понимаю, когда страху и панике подчиняются верующие люди. Они что, никогда не слышали о прилоге? Никогда не слышали о помыслах и о том, как контролировать их? А о доверии Богу тоже никогда не слышали? «У вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц». Мы все в руке Бога, так чего нам бояться, если с нами не будет ничего, кроме воли Его? И «молитесь, да не внидите в напасть»… И несколько практических советов. Перестаньте себя жалеть, неужели вы себе нравитесь таким испуганным? Посмотрите на себя в зеркало – это что, красиво? И помните: состояние ваших детей (в нашем случае – вашей паствы) во многом зависит от вас и только от вас. Не нравится как ваши дети истерят, ноют, паникуют? Это ваше отражение, это ваши эмоции, это вы сами не нравитесь себе. Так перестаньте ныть и станьте таким, чтобы ваше отражение вам нравилось».
Еще раз скажу: лично у меня нет никаких сомнений в том, что Господь наказал нас – современных православных христиан в Украине, в первую очередь, за самоуспокоенность и бездействие в миссии. Наказал тем, что попустил пережить то время, когда Церковь Христова будет в опале. Но ведь это попущение Божие есть проявление Его любви к нам: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступит с вами, как с сынами…» (Евр. 12:6-7).
Так что, о. Андрей, если уж Лот должен у��петь выйти из Содома, то тем более ап. Павел должен вернуться в Иерусалим!
Иеродиакон Иоанн (Курмояров)
Ссылки:
1. Беседа корреспондента газеты «Вера-Эском» Татьяны Холодиловой с отцом Андреем Ткачёвым о событиях на Украине. 12 октября в Москве, в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке, где теперь служит о.Андрей. http://www.rusvera.mrezha.ru/717/9.htm